- Подготовка войск к высадке в Нормандии
- Дезинформация о времени и месте высадки союзников
- Репетиция высадки в Нормандии, закончившаяся катастрофой
- Высадка союзников на побережье Нормандии — День Д
- Итоги первых дней операции «Оверлорд»
- Статистика десантной операции в Нормандии
- Потери сторон во время операции Оверлорд
Высадка в Нормандии или операция «Нептун» — это морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года (в День Д) во французской Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников.
Масштабный морской десант являлся первой частью стратегической операции «Оверлорд», согласно плану которой должен был быть освобожден весь северо-запад Франции.
День Д — факты операции «Оверлорд»:
- На берег Нормандии было десантировано 156 тысяч человек (73 тысячи американцев, 62 тысячи британцев, 21 тысяча канадцев), при этом 24500 из них десантировались с воздуха.
- Самые тяжелые бои во время высадки развернулись в секторе «Омаха» (именно там происходит действие фильма «Спасти рядового Райана»).
- В десантной операции было задействовано 6939 кораблей (экипажи которых суммарно составили 195 700 моряков), 11590 самолетов и десантных планеров;
- Потери войск союзников составили 4413 погибших и пропавших без вести, 5836 раненых.
Десантная операция «Нептун» союзников началась 6 июня 1944 года высадкой 156 000 солдат на северо-западное побережье Нормандии. На первом этапе операции был сброшен воздушный десант, состоящий из 24 тысяч американских, британских, канадских и французских парашютистов ночью в первые часы 6 июня 1944 года, а на втором этапе в 6:30 утра начинался морской десант.
Высадка морского десанта проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль. Полоса высадки была разделёна на пять основных секторов вторжения: «Юта», «Омаха», «Голд», «Джуно» и «Сворд».
Подготовка войск к высадке в Нормандии
Подготовка к высадке союзников в Нормандии шла несколько месяцев, до этого никто не проводил настолько масштабных десантных операций за всю историю второй мировой войны.
Готовился и тренировался личный состав, наращивались темпы производства оружия и боеприпасов, в авральном режиме строились специальные десантные плавсредства — всего в 1944 году было построено около 30 тысяч единиц различных десантных судов и десантно-высадочных средств для успешного штурма береговой обороны.
В ходе подготовке к операции «Нептун» были разработаны и построены новые плавающие танки, бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и многое другое. Это была действительно война моторов, без которых десантная операция была бы обречена на провал. Для этих моторов необходимо было топливо, поэтому была подготовлена, а с началом высадки в Нормандии осуществлена прокладка нефтепроводов по дну Ла-Манша 20 для бесперебойного снабжения войск горючим — операция по обеспечению десантируемых войск горюче-смазочными материалами получила название «Плуто» и была реализована в сотрудничестве учёных, экспертов нефтяных компаний и представителей вооружённых сил США и Великобритании.
В конце мая — начале июня 1944 года союзнические войска были передислоцированы в районы сбора (на дистанции в 20-25 км от пунктов посадки на транспортные судна), и для их прикрытия с воздуха были развернуты около 7000 зенитных орудий и свыше 1000 аэростатов.
Дезинформация о времени и месте высадки союзников
Объеденное командование союзников было уверено, что скрыть подготовку к вторжению и достигнуть оперативной внезапности невозможно по объективным причинам, учитывая масштабы десанта и объем сил и средств, необходимых для его осуществления. Но вот добиться тактической неожиданности и дезинформировать о главных направлениях вторжения было вполне осуществимой задачей.
Дезинформированию и дезориентации противника командование союзников уделяло огромное внимание!
Кампания по дезинформации была названа «Бодигард», во время подготовки основной высадки союзники целенаправленно и всеобъемлюще запускались фейковые новости (по радио, в прессе, как английской и американской, так и в средствах массовой информации нейтральных стран) и слухи, что районом вторжения во Францию станет Кале-Булонь. Поддержка такой «легенды» была даже в том, что авиация Англии и США начала регулярно наносить массированные авиаудары по средствам береговой противодесантной обороны именно в районе Кале-Булонь, с 30 мая — 5 июня 1944 года усилив интенсивность бомбардировок непосредственно перед самой высадкой в Нормандии.
Для дезинформации немецкого командования во Франции союзники строили ложные городки и специальные аэродромы, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку Германии относительно места и времени вторжения. За некоторое время перед началом операции «Оверлорд» королевский флот Великобритании и ВМС США начали демонстративные выходы своих военно-морских сил в море, что выматывало силы береговой обороны Вермахта и в итоге снижало бдительность противника.
Репетиция высадки в Нормандии, закончившаяся катастрофой
Долгие годы военные ведомства США и Великобритании скрывали страшные факты масштабной трагедии на учениях под кодовым названием «Тигр» по высадке в Нормандии, проводившихся в апреле 1944 года, в которой погибло 749 американских солдат и моряков, были потеряны: десантные корабли LST-507, LST-531, LST-289, LST-511 (LST — tank landing ships).
Сценарий учений таков: прибывшие к побережью корабли выстраиваются в линию вдоль берега, и начинался обстрел береговой обороны противника. После чего начинается высадка десанта, а прикрывает её артиллерийским огнем вторая линия кораблей, ведущих обстрел вражеской территории через головы высадившихся на берег солдат. Весь личный состав заранее надевал амуницию, которая значительно снижала подвижность.
Ночью 28 апреля 1944 года восемь больших 120-метровых десантных кораблей (способных нести на борту танки), нагруженных личным составом и боевой техникой, выдвинулись из залива Лайм-Бэй на юго-востоке Англии в район Слэптон-Сэндс, чтобы ранним утром 28 апреля провести учебную высадку на побережье, очень похожем на берега Нормандии.
Разведке немецкого военно-морского флота удалось засечь интенсивный радиообмен в районе учений «Тигр» и после полуночи 28 апреля направить туда отряд из 9 небольших торпедных катеров E-Boat, которые обнаружили неприкрытые с моря (хотя в районе учений «Тигр» должен был находиться британский эсминец, но он по приказу командования ушел на плановый ремонт в Плимут) американские десантные корабли, растянувшиеся на 3 мили вдоль берега.
Последовала молниеносная торпедная атака со стороны немецких катеров, которые очень быстро смогли расстрелять 3 из 8 медлительных танкодесантных кораблей, и после начала ответного огня со стороны американцев отступить, не понеся потерь! Четвертый корабль LST-511 был подбит дружественным огнем с американского LST-496. Одной из решающих причин трагедии стал тот факт, что многие американские танкисты и пехотинцы, находившихся на борту потопленных десантных кораблей, не умели плавать, не знали место расположения спасательных жилетов и шлюпок, а также были перегружены амуницией. В результате только 240 человек были убиты в результате взрывов от попадания торпед в десантные корабли и под огнем крупнокалиберных пулеметов противника, а более 500 человек просто утонуло в холодных водах апрельского Ла-Манша.
В итоге катастрофу на учениях Exercise Tiger засекретили на 40 лет и только в 1986 году общественности стало известно, что же произошло на самом деле ночью 28 апреля 1944 года в заливе Лайм. Лишь в конце 1980-х годов, про операцию «Тигр» сняли документальный фильм.
Высадка союзников на побережье Нормандии — День Д
С 5 часов 20 мин. 6 июня 1944 года главные калибры кораблей артиллерийской поддержки открыли огонь немецкой береговой обороне в Нормандии.
В артиллерийском ударе по обороняющимся на берегу немецким войскам наносили: британские линкоры «Рамилиз» и «Уоспайт», монитор «Робертс», крейсеры «Аретьюза», «Даная», «Драгон», «Моришиес», «Фробишер»; американские линкоры «Арканзас», «Невада», «Техас» и крейсера «Огаста», «Сцилла» и «Тускалуза».
В 7 утра 6 июня стратегические бомбардировщики союзников начали бомбить передний край береговой обороны противника в районах высадки морского десанта, после них в дело вступили средние бомбардировщики союзников. По побережью одновременно работала и корабельная артиллерия и авиация союзников. Это привело к тому, что основные стационарные береговые батареи немцев были подавлены, а ответный огонь по кораблям велся только мобильными батареями, маневрирующими в лесных массивах.
После этого в бой вступили орудия артиллерийской поддержки с крейсеров и эсминцев, а также с других боевых кораблей, способных вести артиллерийский огонь по противодесантной обороне противника.
Десантирование началось с высадки плавающих танков-амфибий (DD tanks — self-propelled amphibious Duplex-Drive tanks) и саперов из отрядов разграждения, которые должны были обеспечить расчистку путей высадки основного десанта на берег.
Силы береговой обороны на берегу «Омаха» включали 8 укрытых 75-мм артиллерийских батарей, 35 подземных бетонных укреплений с 75-мм пушками, 4 позиции для полевой артиллерии.
В комплекс укреплений, входящих в Атлантический вал на данном отрезке входили также 18 позиций для противотанковых пушек калибром от 37 мм до 75 мм, 6 миномётных гнёзд, 38 огневых точек для стрельбы реактивными снарядами, а также 85 пулемётных гнёзд.
Укрепления Атлантического вала, которые предстояло штурмовать союзникам в День-Д возводили рабочие, насильственно доставленные с оккупированных территорий, также использовался труд военнопленных и солдат строительных батальонов.
К концу 1943 года на строительстве Атлантического вала было занято до 500 000 человек, но полностью закончить строительства этой гигантской линии укреплений немцам так и не удалось, они успели возвести не более 20% от запланированных фортификаций.
В 7 часов 33 минуты 6 июня 1944 года началась высадка основного десанта союзников.
При том что если на участке «Юта» высадка английских подразделений происходила практически по плану, не встречая сильного сопротивления, то на берегу «Омаха» американцы встретили яростное сопротивление фашистов.
Когда американские десантные суда подошли вплотную к берегу немцы открыли шквальный огонь из артиллерийских орудий и пулеметов.
Только пять танков-амфибий из 32 спущенных на воду смогли дойти до берега, остальные были уничтожены.
Потери десантных кораблей союзников составили 291 единиц, из них: танко-десантные судна (LCT) — 131, десантные катера (LCA) — 117, малые десантные суда для пехоты — 22, большие десантные суда для пехоты — 21.
Подавить сопротивление береговой обороны немцев на участке «Омаха» американским войскам удалось только к 13 часам 6 июня 1944 года.
Итоги первых дней операции «Оверлорд»
К концу дня 6 июня 1944 года в американском и английском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантных дивизии и танковая бригада, общим составом около 200 тысяч солдат и офицеров, считая морской и воздушный десанты.
Вооруженные силы США насчитывали на этом театре военных действий 73 000 человек, из них: 23 250 морской десант на пляж «Юта», 34 250 — десант на пляж «Омаха» и 15 500 человек — воздушный десант в глубину Нормандии.
На британские и канадский плацдармы высадилось 83 115 военнослужащих (61 715 из них это британские войска): 24 970 человек — десант на пляж «Голд», 21 400 человек — десант на пляж «Джуно», 28 845 человек — десант на пляж «Сворд» и 7900 — воздушный десант в тыл немецким войскам.
Союзникам в «День Д» удалось захватить на побережье Нормандии плацдармы глубиной от 3 до 5 км. Полностью полоса высадки были зачищена от гитлеровцев лишь на следующий день 7 июня. 8 июня 1944 года англо-американские войска закрепились на плацдарме, продолжая высадка новых войск, боевой техники, оружия и боеприпасов, необходимых для продолжения наступления в глубину Франции.
Статистика десантной операции в Нормандии
В ходе проведения такой масштабной десантной операции было задействовано 11 590 самолётов различного типа, которые в общей сложности совершили 14 674 самолёто-вылетов (разведка, бомбардировка, высадка десанта, воздушные бои и т.д.), при этом именно на высадку воздушного десанта в течение суток 6 июня 1944 года было привлечено 2395 самолётов союзников и 867 планеров.
Военно-морские силы США и Королевского Флота Великобритании задействовали 6939 кораблей, судов и различных плавсредств: 1213 — боевых корабля, 4126 — десантных корабля, 736 — вспомогательных судов и 864 судна для грузовых перевозок и снабжения войск при высадке в Нормандии. На всех задействованных кораблях было привлечено 195 700 моряков: 52 889 — американских, 112 824 — британских, 4988 — из других стран антигитлеровской коалиции.
Все эти силы и средства позволили обеспечить уже к 11 июня военную группировку союзников во Франции численностью в 326547 военнослужащих и 54186 единиц боевой и вспомогательной техники, а также автотранспорта. На побережье французской Нормандии был доставлено более 100 000 тонн боеприпасов, амуниции и военного имущества.
Потери сторон во время операции Оверлорд
По последним официальным данным, которые были скорректировано после тщательных исследований архивов и боевых донесений, установлено, что в ходе высадки в Нормандии союзники потеряли погибшим почти 4500 человек (2,5 тысячи американские войска и 2000 военнослужащих других стран антигитлеровской коалиции).
Общие потери в операции «Оверлод» (во время морских и воздушных десантов) составляют около 10 000 человек (6603 — военнослужащие США, 2700 — солдаты Великобритании, 946 — канадцы), при этом они включают: погибших, раненых, пропавших без вести.
Отдельно стоит отметить, что во время подготовки операции «Нептун» (морской десант, как часть общей операции «Оверлод») с апреля по май 1944 года союзники потеряли почти 12 тыс. человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.
Данные о потерях Вермахта сложно оценить, поскольку отступая боевые донесения немецких штабов часто терялись и не фиксировались в генеральном штабе Германии. По приблизительным оценкам немецкие потери суммарно составляют около 3-4 тыс. человек убитыми, раненными и пропавшими без вести.
Во время бомбардировок союзной авиацией транспортных узлов и стратегических объектов на территории Франции в рамках операции «Оверлод» погибло от 15 до 20 тысяч мирных французских жителей, это та цена, которую пришлось заплатить французскому народу за освобождение от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году.
Выходит, что при морском десанте британцам и канадцам повезло больше чем американским пехотинцам, высадившимся на «Омаха Бич».
Да, американцы нарвались на более менее серьезный отпор со стороны фашистов. Хотя если бы Атлантический вал был построен и укомплектован личным составом и артиллерий как немцы и планировали — всем десантирующимся с моря на берег пришлось бы гораздо хуже!
У немцев к 1944 году уже не было достаточно ресурсов, чтобы закончить строительство «Атлантического вала», ни материальных, ни людских. Да и укомплектовать этот оборонительный рубеж Германии не хватило бы ни солдат, ни орудий и боевой техники, ни боеприпасов. Про топливо тоже заикаться не стоит, ведь после того как весной 1944 года немцы потеряли нефтяные месторождения Румынии со снабжением топливом начались серьезные проблемы!
Не только денег и стройматериалов, но и людей бы им не хватило занять все береговые укрепления, даже если бы они успели их полностью достроить и вооружить! А потом еще нужны и тыловые части, нужны госпиталя, склады, рокадные железные дороги и тд.